О сценарии и монтаже

Профессии киносценариста долгое время не существовало. Писатели сторонились нового искусства, а если снимался фильм по литературному произведению, то сценарий не требовался - последовательность сцен размечалась на полях книги. Большинство сценариев первых отечественных фильмов были написаны режиссерами.

Из воспоминаний А.Ханжонкова:
«Сценарии или сценариусы наши не были похожи на современные. Это были лишь списки сцен, подлежащих съемке в их хронологической последовательности. Все остальное «знал» режиссер, который и показывал актерам перед съемкой, что надо делать».

Бытовало мнение, что сценарий к фильму мог сочинить любой человек, знающий грамоту. За сочинение сценария брались не только режиссеры, но и сами предприниматели, артисты, кинопрокатчики и разного рода графоманы.

Из воспоминаний Л.Никулина:
«Написать сценарий действительно было просто. Он умещался обычно в школьной тетрадке, состоял из пяти частей, по пятнадцать эпизодов в части. Некоторые опытные сценаристы писали прямо на листах, вроде нынешних монтажных. По левую сторону писали то, что должны делать актеры, по правую - надписи, появлявшиеся на экране».

Сюжет немого кино излагался средствами монтажа, пояснения по сюжету давались с помощью надписей - титров. При монтаже фильма работали не с позитивом, а с негативом. Смонтированный оригинал (негатив) давал минимум 12 копий (позитивов).

Из воспоминаний А.Ханжонкова:
«Задача монтирующего сводилась к соединению одной снятой сцены с другой посредством объясняющей надписи. Наличие склейки в самой сцене считалось браком и доказывало, что у оператора во время съемки кончилась пленка. В этом случае режиссер кричал: «стоп», все актеры замирали и сохраняли неподвижность до тех пор, пока оператор, заправив в аппарат новую кассету смог вновь приступить к съемке».

аппарат для печатания позитивной плёнки
Аппарат для печатания позитивной плёнки

Что такое кинематографический монтаж? Об этом написано в № 4 журнала «Кино» за 1922 год:
«У термина «монтаж» интересная и в высшей степени поучительная судьба. Первоначально он употреблялся для обозначения технической работы - подбора в порядке сюжета отдельных заснятых на пленке сцен и надписей к ним, и соединения (склейки) их в одну непрерывную ленту (действие). Отсюда и до сих пор работницы (а обычно это женщины), специализирующиеся на этой работе, называются «монтажницами»; специальное помещение, в котором эта работа производится, - «монтажной»; специальные столы для этой работы – «монтажными столами», запись сцен и надписей в порядке сюжета, которой руководствуются «монтажницы» в своей работе, «монтажным листом» и т. д.
Первоначально на монтаж смотрели только, как на техническую работу, подобную, ну что ли, брошюровке отпечатанных и сфальцованных листов книги - в типографии. Здесь режиссер не задумывался, не творил, а, может быть, только исправлял доступными в этом техническом моменте средствами недочеты своей работы в ателье перед съемочным аппаратом. Малоопытные или нерадивые кинорежиссеры - вообще не уделяли достаточного внимания этой работе, зачастую сбрасывая ее всецело на техническую часть (на «монтажниц»), давая им только порядок сцен и надписей».

Монтажная
Монтажная

Опытные режиссеры уделяли процессу монтажа особое внимание.

Из воспоминаний Л.Кулешова:
«…материал просматривался на хорошем проекционном аппарате, причем принимающая бобина отсутствовала – негатив, во избежание повреждений, мягко спускался в специальный мешок. Одним из профессиональных свойств режиссера было умение по негативному изображению на экране представить себе позитив… Такой способ монтажа кажется невероятным, а тогда это было естественно и обыкновенно. Правда, картины в то время состояли из очень небольшого количества монтажных кусков. Сцены снимались длинные, но не больше сорока метров, так как более длинную пленку нельзя было поместить на раме ручной проявки».