Начало пути в кинематограф

Выйдя в отставку, Ханжонков полностью отдает себя кинематографу. Его первым компаньоном стал Эмиль Ош, ранее работавший в фирме у Пате заведующим отделом. Весной 1906 года они создают на паях Торговый дом «Э.Ош и А.Ханжонков», целью которого был прокат в России зарубежных кинофильмов и киноаппаратуры. Стоимость картины в те времена зависела от ее длины - покупали, как материю, метрами. Цена за метр фильма колебалась от 45 до 75 копеек.

Начальный капитал фирмы составил 5 тысяч рублей - реверс Ханжонкова, сумма которой обеспечивалась семья казачьего офицера при выходе в отставку. Компаньоны отправляются за границу, в центр европейской кинопромышленности - Париж.

Ханжонков и Ош подписывают договор с директором парижской фирмы «Урбан» Роджером и отбирают для реализации в России большую партию картин на десять тысяч рублей. Сделка оказалась удачной: половину партии они продали в Варшаве, расплатились с кредитом и сразу заказали новую партию. Остатки первой партии были реализованы в Москве.

Посредническая деятельность не всегда гарантировала успех, даже одна неудачная партия могла привести к краху фирмы.

Из мемуаров А.Ханжонкова:
«Если партия картин продавалась вся, без остатка, то прибыль была, если же оставался хотя бы один экземпляр из партии картин, то в нем «замораживалась» возможная прибыль. Два оставшихся экземпляра давали прямой убыток. В те годы мы, обычно, заказывали от 6 до 12 экземпляров каждой картины. Себестоимость метра с накладными расходами составляла около 40 копеек, а продажная цена значилась официально 53 копейки. Иногда приходилось делать скидки; таким образом прибыль выражалась приблизительно в 10 %.
Первые шесть месяцев работы показали, что мы едва-едва сводим концы с концами. Непроданные картины фирмы «Урбан» по договору возврату не подлежали. Кроме того, аппараты «Урбан» оказались ниже по качеству аппаратов «Пате» и сбыта не имели. Я понял, что торговый дом «Э.Ош и А.Ханжонков» находится в тупике и потребуются героические усилия, чтобы из этого тупика выбраться».

Закупка партии американских картин привела фирму к краху. Из всех приобретенных картин была продана только одна, комплекты проекционных аппаратов также оказались непригодными. Ош вышел из дела. Но Александр Алексеевич не сдавался: он влез в долги, обзавелся новыми компаньонами и продолжил деятельность. Удачными оказались переговоры с лондонской фирмой «Гепфорт», приславшей образцы картин, разрешая оплачивать их по мере продажи. Все фильмы были высокого качества, а одна из картин, «Нил ночью», разошелся рекордным тиражом в количестве 100 экземпляров.