Пионер русского кинематографа
 

Один из «отцов» отечественного кино, выдающийся российский предприниматель, продюсер, режиссер, сценарист - так сегодня называют Александра Алексеевича Ханжонкова. Но еще недавно его фильмы считали «пошлейшими мелодрамами», рассчитанными на мещанские слои публики, а о его деятельности писали, что она «не была чужда националистическо-шовинистических тенденций».

А.А.ХанжонковАлександр Алексеевич Ханжонков происходил из старого, уважаемого, но обедневшего казачьего рода. Он родился в 1877 году в деревне Ханжоновка (бывшей области Войска Донского) в семье отставного казачьего офицера Алексея Петровича Ханжонкова. Отец смог дать сыну приличное военное образование, отправив его в Новочеркасское казачье юнкерское училище. По окончанию училища в 1896 году Александр в чине подхорунжего был принят в привилегированный Донской казачий полк, расквартированный в Москве. В чине подъесаула он участвовал в Русско-японской войне, был ранен, награжден медалью. Война принесла ему не только награду, но и болезнь - острейший ревматизм, с которым Ханжонков «воевал» всю жизнь.

Начало 1905 года, Ростов-на-Дону. Гуляя по улицам города, Ханжонков решает посетить небольшой синематограф - «биограф». Он и не мог предположить, что делает шаг навстречу своей судьбе.

Из мемуаров Ханжонкова:
«Сеанс продолжался 20-30 минут. Из «зала» зрителей выпускали через черный ход.
Программа состояла из четырех картин, вызвавших бурные восторги зрителей. Зачарованные зрители не могли налюбоваться на «Прибой волн в Тихом океане». Картину «Подходящий поезд» зал встретил бурно, с восклицаниями и плохо скрываемым страхом. Еще бы! Локомотив, выбрасывая пары, мчался по экрану прямо на зрителя. Комическая «Муха» вызвала веселый смех и рассеяла страх. Представьте себе жирную физиономию комика, который делает гримасы, стараясь языком и губами поймать муху, ползущую по его носу... Еще два-три стометровых фрагмента, и, наконец, гвоздь программы - «Точильщик». Кухарка решила наточить нож. Ее воинственный вид так испугал точильщика, что он бросился от нее прочь, сметая все на своем пути. Начинается погоня. Тут и коляска с ребенком, и стая гусей (это среди города!), и торговки с разными товарами, и газетчик, и дама в модной шляпе с перьями. И все они мчатся за точильщиком и кухаркой... Сеанс окончен.
Я вышел на улицу опьяненный. То, что я видел, поразило меня, пленило, лишило равновесия».