В декабре 1906 года Ханжонков обращается в Московскую купеческую управу за разрешением об учреждении им совместно с тремя вкладчиками Торгового дома «А.Ханжонков и К°» с целью «производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами, и другими товарами для фабрикации всех этих предметов». Новая фирма начала функционировать в новом помещении в Саввинском подворье. На фасаде дома появилась доска с золотыми буквами «Торговый Дом А.Ханжонкова и К°». Контора занимала первый этаж, здесь же появился демонстрационный зал и отдел по продаже картин и киноаппаратов. В подвальном помещении оборудовали небольшую кинолабораторию, в которой занимались переводом на русский язык надписей на кинокадрах. Семья Александра Алексеевича заняла квартиру на третьем этаже.
Саввинское подворье стало местом сосредоточения кинофирм. Вместе с Ханжонковым здесь разместились прокатная контора «Глобус», конторы фирм акционерного общества «Гомон», «Эклер», «Миквиц» и другие. В годы Первой мировой войны на первом этаже работал Военно-кинематографический отдел Московского отделения Скобелевского комитета и фирма «Кинолента». Новое место дало возможность перейти от торговой деятельности к собственному производству. Для выпуска фильмов необходимо было иметь собственное ателье, которое решили строить здесь же, на подворье. Было получено согласие строительной конторы, а для получения разрешения от архиерея, Ханжонков устроил ему личный сеанс, дабы доказать, что ничего греховного в кино нет. Для показа были отобраны детские картины. «До чего Господь может умудрить человека», - сказал после просмотра архиерей, и дал свое благословление на строительство. К новому киносезону 1907 года Ханжонков готовился тщательно. Для показа он отобрал картины фирм «Урбан», «Эклипе», «Мелье», «Гелворт», «Биоскоп» и «Италафильм», приобрел проекционные аппараты «Теофиль Пате» и поющие аппараты Жоржа Мандель. Из мемуаров А.Ханжонкова: Уже летом 1907 года Александр Ханжонков делает попытку снять собственный фильм. Он начинает съемку отечественной картины «Палочкин и Галочкин». Собственное производство не удалось, фильм не был выпущен. Из мемуаров А.Ханжонкова: Неудача не остановила Александра Алексеевича. Вместе с первым оператором Сиверсенем они снимают несколько видовых картин - хроник, в основе которых лежали этнографические и географические сюжеты. По качеству они не уступали хроникам Пате и Дранкова, и вскоре фирма получает первый заказ на съемку хроники «Прогулка по московской Окружной железной дороге». Правда картина не пользовалась успехом, зритель еще не привык к хроникам такого типа. Мечта о собственном художественном фильме не оставляла Ханжонкова. Цыганский табор, кочующий под Москвой, натолкнул его на мысль о сюжетном фильме, получившем название «Драма в таборе подмосковных цыган». Из мемуаров А.Ханжонкова: В 1909 году в фирму приходит работать начинающий режиссер Василий Гончаров. Для съемок новых фильмов были привлечены артисты театральной труппы Введенского народного дома - Александра Гончарова, Андрей Громов, Петр Чардынин и Иван Мозжухин. Решили снимать три картины: «Песнь про купца Калашникова», «Выбор царской невесты» и «Русская свадьба в XVI столетии». Репетиции с актерами проводил Гончаров. Из мемуаров А.Ханжонкова:
С каждым фильмом приобретался опыт. Съемки вели как в павильоне, так и на природе. Из мемуаров А.Ханжонкова: Кинопромышленность в России развивалась стремительно, а вместе с ней росла конкуренция. Александр Алексеевич постоянно что-то ищет новое, изобретает, расторгает старые и заключает новые соглашения, старается не упустить любую возможность упрочить свое положение в мире кинобизнеса. Показательный пример его предприимчивость - организация доставки фильма о землетрясении в Мессине. Из мемуаров А.Ханжонкова: 1909 году Ханжонков посетил всемирный синематографический конгресс в Париже, чтобы получить самые точные сведения о положении дел на европейском рынке кинопромышленности. В том же году была завершена постройка нового ателье. Фирма продолжала снимать видовые картины и хроники. В сезоны 1909-1910 годов фирма Ханжонкова выпустила два десятка картин. Из фирмы ушел Сиверсен, ушел, но вскоре вернулся Гончаров, оператором был принят прибывший из-за границы Форестье, активное участие в литературном оформлении картин принимал журналист Гай-Иванов. С декабря 1910 года Ханжонков начал издавать журнал «Вестник кинематографии». Фильмы начала ХХ столетия кажутся сегодняшнему искушенному зрителю примитивными, с многочисленными «киноляпами». Сам Ханжонков отмечал их в мемуарах. Так в картине «Ермак Тимофеевич - покоритель Сибири» татарин ходил в галошах, а лихой казак носил пенсне. Но отечественный кинематограф продолжал развиваться и совершенствоваться.
В 1911 году началось строительство новой большой кинофабрики и образцового кинотеатра. Но главным событием года стал выход первого в России полнометражного (100 мин.) фильма «Оборона Севастополя», совместно поставленного Ханжонковым и Гончаровым.На съемку картины было получено «высочайшее соизволение». Кроме того, по распоряжению императора к работе были привлечены военные консультанты, а в массовых сценах снимались регулярные войска русской армии. Воссоздавать события Крымской войны помогали ветераны обороны Севастополя 1854-1855 годов. Первый показ фильма состоялся осенью 1911 года в царском дворце в Ливадии. Из мемуаров А.Ханжонкова: На «Оборону Севастополя» фирма Ханжонкова затратила невероятную по тем временам сумму - сорок тысяч рублей. В сентябре 1912 года «Торговый дом» преобразован в Акционерное общество «А.Ханжонков и К°». На момент реорганизации предприятие имело 10 отделений (Петербург, Москва, Харьков, Одесса, Ростов-на-Дону, Екатеринослав, Саратов, Самара и Екатеринбург). В том же году была завершена постройка и запущена в эксплуатацию кинофабрика на Житной улице. Еще не утихли споры по «Обороне Севастополя», а в 1912 году на суд зрителей выносится первый в мире мультфильм, снятый в технике объемной анимации. Его создателем был Владислав Старевич. Он познакомился с Ханжонковым в 1909 году и, получив от последнего кинокамеру и несколько рулонов пленки, сделал видовой фильм «Над Неманом». Затем Старевич пробует себя в просветительском кино - одном из направлений деятельности фирмы Ханжонкова. Он снимает фильм о жуках-рогачах, с применением муляжей и покадровой съемки. И в этой же технике выходит в прокат короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Покадровая техника анимации была совершенно неизвестна, и это казалось чудом. Фильм пользовался огромным успехом у зрителей. В декабре 1913 года в Москве на Триумфальной площади открывается электротеатр «Пегас» - самый большой кинотеатр в России того времени. Вся церемония была заснята на пленку и в тот же вечер гости смогли увидеть новый документальный фильм «Торжества в Акционерном обществе «А.Ханжонков и К°». К началу Первой мировой годовая прибыль фирмы превышала 150000 рублей. В Москве работало уже два кинотеатра (второй «Арс») и регулярно выходил журнал «Вестник кинематографии». У Ханжонкова работали лучшие режиссеры - Чардынин и Бауэр, снимались «звезды» отечественного немого кино. Акционерное общество выпускало не только художественные фильмы, но и научно-популярные ленты. |