Первая объёмная мультипликация

В заслугу Ханжонкову следует поставить также организацию производства мультипликации в России. Он умел привлекать к работе в кино талантливых и инициативных людей, давая им возможность раскрыть свои способности. Одним из них стал Владислав Александрович Старевич, о котором Уолт Дисней говорил: «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий». У Ханжонкова Старевич ставит серию мультфильмов, которые были не только первыми кукольными картинами в России, но и одними из первых мультипликационных лент в мире.

В 1912 году Старевич ставит по собственному сценарию короткометражный немой мультипликационный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей и рогачей». Лента представляла собой пародию на псевдоисторические сюжеты из аристократической жизни, широко распространенные в кинематографе того времени. Сюжет – любовная драма из средневековой жизни. Главные герои – правители страны жуков-рогачей царь Цервус и царица Люканида, и граф Герос из страны жуков-усачей. Из-за любви к прекрасной царице разгорается кровопролитная война.

Актеров Старевич делал из гуттаперчи, проволоки, воска и частей насекомых из своей энтомологической коллекции. Он писал: «Естественно, сначала насекомое нужно соответственно подготовить. Не так уж трудно пропустить сквозь лапки тонкую проволочку, прикрепив ее воском к туловищу. Я сделал из пластилина «поле битвы», чтобы иметь основание, в котором держались бы лапки насекомого. С движениями жуков трудностей не было. Продумав будущую схватку рогачей, я набросал основные позы. При съемке я делил каждое движение на ряд фаз. Для каждого кадра устанавливал свет».

Кадр из фильма "Прекрасная Люканида, или Война усачей и рогачей" Кадр из фильма "Прекрасная Люканида, или Война усачей и рогачей"
Кадры из мультипликационного фильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей и рогачей»

230 метров пленки Старевич снимал кадр за кадром, непрерывно меняя позы «актеров». Снятые по принципу покадровой съемки, движения этих фигурок казались настолько естественными, что зритель принимал жуков за настоящих.

Из мемуаров А.Ханжонкова:
«Картина заставила всех видевших ее не только восторгаться, но и задумываться над способами ее постановки, так как все роли в ней были исполнены жуками. Это был первый образец неизвестной еще тогда ни у нас в России, ни за границей объемной мультипликации. Снимались не рисунки, а миниатюрные фигурки - искусственные жуки, сделанные с восхитительным правдоподобием. Для каждого кадрика жукам надо было придать особое положение, а иногда даже и выражение».

Из воспоминаний Б.Михина:
«Действительно, по экрану путешествовали настоящие, словно живые, объемные жуки, они играли свои «роли». О Старевиче говорили как о новом кинематографическом чуде. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей. Покадровая техника кукольной анимации была тогда еще мало известна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой от насекомых».

Премьера «Прекрасной Люканиды» состоялась в марте 1912 года. Фильм получил международное признание и до середины 20-х годов демонстрировался в кинопрокате.

Куклы-насекомые были замечательными «актерами» и вслед за «Прекрасной Люканидой» Старевич снял их в ряде других мультипликационных фильмах - «Авиационная неделя насекомых», «Месть кинематографического оператора». Он создает несколько мультипликационных фильмов для детей - «Рождество обитателей леса», «Веселые сценки из жизни насекомых». Особенно удачным был фильм «Стрекоза и муравей», поставленный по мотивам знаменитой басни И.А.Крылова.

Кадр из мультфильма "Месть кинематографического оператора"
Кадр из мультипликационного фильма
«Месть кинематографического оператора»

Кадр из мультипликационного фильма "Стрекоза и муравей"
Кадр из мультипликационного фильма
«Стрекоза и муравей»

В фильме только два действующих «актера». Легкомысленная Стрекоза на экране, то весело пляшет, играя на скрипке, то прикладывается к бутылке спиртного, и снова пускается плясать. Она все время насмехается над трудолюбивым Муравьем. Он же занят подготовкой к зиме: грузит на тачку прутики, рубит топором ветку, колет дрова, строит теплый дом. Финал полон драматизма: с наступлением холодов Стрекоза вынуждена просить приюта у Муравья, а получив отказ, она бродит по лесу, пока не падает от изнеможения.

Ханжонков говорил, что действующие лица мультфильма «так сыграли свою роль, что басня Крылова сделалась буквально «притчей во языцех» по всей России».

Мультфильм с большим успехом шел не только на русских экранах, но и в ряде стран Западной Европы и Америки.

В работе Старевич проявлял удивительную изобретательность. Он мог использовать в кукольном мультфильме крупный план, снимать выразительную «мимику» своих «актеров», придавать их действиям глубокий человеческий смысл. Сделанные им мультипликационные эпизоды, входили составной частью игровые и документальные картины. Например, для научного фильма «Пьянство и его последствия» он сделал гримасничающего чертика, появившегося в бутылке, опустошенной алкоголиком.

Благодаря работе Владислава Александровича Старевича русская кинематография по праву может считаться родоначальницей объемной мультипликации.