Начало просветительского кино

Афиша "Кооперативное молочное хозяйство у подмосковных крестьян"Среди русских кинопредпринимателей Александр Алексеевич Ханжонков первым занялся производством научно-популярных и документальных фильмов. Он прекрасно понимал, что дело это трудное и малодоходное. На ежегодных отчетных собраниях акционеров фирмы он отстаивал важность производства научно-просветительских фильмов и добивался финансирования новых лент. Благодаря этому Акционерное общество «А.Ханжонков и К°» наладило ежегодное непрерывное производство научных фильмов. Это укрепляло общественный авторитет фирмы и имело большое просветительное значение.

В 1911 году при фирме Ханжонкова был открыт «Научный отдел», который и стал заниматься производством научных, видовых и этнографических картин на темы географии России, сельского хозяйства, фабрично-заводской промышленности, зоологии и ботаники, физики и химии, медицины и др. Научный отдел имел штат постоянных сотрудников, ежегодно составлялся план производства лент по разным отраслям знаний. К его работе были привлечены ведущие российские специалисты, а в качестве консультантов выступали профессора Московского университета.

Техника производства научных фильмов была неизвестна, все постигалось опытным путем. Фильмы снимались на аппаратах «Интервью» и «Дебри», также использовался микроскоп Цейса, свет давали ртутные осветительные лампы. В отделе впервые в России была выработана методика микрокиносъемки, объемной и плоскостной мультипликации.

Журнал "Пегас"В издаваемом фирмой Ханжонкова журнале «Пегас» публиковались статьи с разъяснением значения научного и учебного кино.

Журнал «Пегас» о значении кинематографии:
«Область кинематографии заключает в себе такие возможности, разрешение и разработка которых могут повести к коренному и совершенному изменению некоторых частностей нашей общественной жизни. Из плоскости простого развлечения кинематограф становится уже предметом серьезного внимания со стороны людей науки, педагогов и др. Кинематограф участвует и в процессах, и на войне. Он одинаково принят и в лабораториях университетов, и на фабриках. Он делает доступным наблюдению то, что до сих пор было сокрыто не только для широких кругов публики, но и для людей науки. Флора и фауна всех стран света, жизнь во всех многообразных проявлениях труда и обычаев - с распространением кинематографа - становятся более доступными наблюдению и изучению, демонстрируются и воспринимаются зрителями на протяжении нескольких минуть. Нет такой стороны жизни и человеческой деятельности, которые не были бы доступны наблюдение кинематографа».

Журнал «Пегас» о роли кинематографа в науке:
«До сих пор роль фильмов, демонстрируемых на экране, сводилась к тому, чтобы развлекать зрителей, заставить пробудиться в душе все чувства - жалость, страх, веселость, смех, любопытство...
Но мало-по-малу стали появляться картины образовательного характера, иллюстрирующие путешествия, экспедиции, производства и пр. пр. Наконец, за последнее время наши ученые, которые когда-то с презрением отвертывались от кинематографа, - признали его могущественную роль и заинтересовались производством картин чисто научного характера.
Таким образом теперь мы имеем картины, иллюстрирующие микроскопические исследования. – Зритель может наблюдать жизнь бактерий, их видоизменения, их размножение, может видеть инфузории, бациллы сонной болезни и пр. и пр.
В бактериологии кинематограф оказывает неисчислимые услуги. Вместо мертвых таблиц, исчислений, фотографических снимков с их неподвижностью, - благодаря экрану профессор может обращать внимание своих учеников на движение, жизнь бактерий.
В медицинской школе в Валь-де-Грасе кинематограф применяется, как обязательное научное пособие. Ученики имеют возможность присутствовать при демонстрировании различнейших операций – ампутации конечностей, операции аппендицита, трепанации черепа и т.д.
До сего времени ученикам приходилось наблюдать объяснения профессора на трупах в анатомическом театре, при часто очень слабом освещении; при чем лишь находившиеся впереди ученики могли следить за манипуляциями профессора.
Благодаря кинематографу теперь все эти неудобства устранены».

Сообщение из газеты "Московский листок"
Сообщение в газете «Московский листок». 1913. № 85

Хоть и очень медленно, но пропаганда просветительского кинематографа принесла плоды. В Нижнем Новгороде, Киеве, Одессе, Смоленске и ряде других городов при народных университетах начали работать кинолектории, в школах и народных домах стали показывать научно-просветительные фильмы на специальных сеансах, используя кинопередвижки. Было создано общество «Разумный кинематограф», которое издавало каталоги научных фильмов.

За время существования Научного отдела фирмой Ханжонкова был выпушен ряд лент по разным отраслям знаний: «Электрический телеграф», «Получение электромагнитных волн», «Пар», «Кровообращение», «Глаз», «Жизнь в капле воды», «Чахотка», «Работа по цехам в Сормовском заводе» и другие.

Особенно удачным был фильм «Пьянство и его последствия», поставленный в 1912 году при участии профессоров Московского университета Ф.Андреева, А.Коровина и В.Канеля. В картине показаны отклонения в развитии у детей алкоголиков. Наибольший эффект достигался сочетанием документальных кадров, запечатлевших тяжело больных детей алкоголиков, игровых сцен, в которых актер Мозжухин изображал человека, допившегося до белой горячки, и мультипликации - вылезающий из бутылки чёртик.

Лента «Пьянство и его последствия» пользовалась небывалым для неигрового фильма успехом.

Из воспоминаний Л.П.Форестье:
«Некоторое время спустя Ханжонков решил ставить первую в России научно-просветительную картину под названием «Алкоголь и его последствия».
В этой картине впервые выступал И.И.Мозжухин, ставший впоследствии одним из самых крупных и талантливых киноактеров дореволюционной России.
Для съемки была организована поездка на Хитров рынок, напоминающая посещение этого места режиссерами и актерами Московского Художественного театра. Материала для съемки такого сюжета, как «Алкоголь н его последствия», на Хитровке было сколько угодно, тем более, что большинство обитателей ночлежки, в которую мы попали, чуть не передрались между собой за право стать перед съемочным аппаратом. В течение двух дней мы благополучно сняли все необходимое.
Оставалось доснять лишь несколько игровых сцен в маленьком павильоне на Тверской, в том числе один трюк, которого я никак не мог осилить. Трюк был такой: из полупустой бутылки водки, стоявшей на столике перед пьяным, которого играл Мозжухин, должен был вылезть маленьким чортик, прыгать по столу и по рукаву пиджака, всячески дразнить пьяного. По замыслу режиссера, эта сцена должна была изображать человека, напившегося «до чортиков».

С именем Александра Алексеевича Ханжонкова связано создание крупнейшего в дореволюционной России фильмопроизводства. Он первым создал отечественный полнометражный художественный фильм, первым организовал выпуск научных и учебных лент и объемной мультипликации. С его именем связано формирование лучших творческих кадров отечественного киноискусства.