Кинотеатры Москвы

Первый стационарный кинотеатр появился в Москве в 1903 году. Он располагался в доме Хлудовых, в Театральном проезде и назывался «Новый электрический театр». Его первые афиши обещали: «Исполнены будут полные оперы, оперетты, феерии, взятые со сцен парижских театров, а также все важнейшие события всех стран света, комические и фантастические картины вне конкуренции и много других интересных картин». В будние дни сеансы шли с 2 часов дня, а по праздникам с 12. Цена билета зависела от места – от 1 рубля до 30 копеек, дети и учащихся имели скидку, оплачивая половину стоимости.

Демонстрация картин приносила большие доходы, что послужило быстрому росту кинотеатров, под которые переоборудовались помещения, беря за образец планировку театра.

По воспоминаниям москвичей билеты в электротеатры часто продавались ненумерованными (без указания места), поэтому перед входом в кинозал возникала давка, из-за стремления занять удобное место. Электротеатры приносили владельцам хорошую прибыль и их число увеличивалось с каждым годом.

Из мемуаров А.Ханжонкова:
«Москва, удовлетворявшаяся по началу несколькими кинематографами вроде «Иллюзиона» Амалии Карловны Гензель на Тверской или «Современного театра» Карла Ивановича Алксне на Страстной площади, выбросила вдруг целый фейерверк крупных кино: «Гранд-электро», «Модерн», «Одеон», «Континенталь», «Экспресс», «Вулкан», «Фарс», «Красная мельница», «Мефистофель» и др.»

Регулирование показа фильмов взяла на себя городская власть. Так, например, были выпущены «Обязательные правила по устройству и содержанию синематографа в Москве». Согласно правилам, открывать кинотеатры разрешалось только на первых и вторых этажах каменных зданий, запрещалось устраивать залы «непосредственно над и под аптеками, аптекарскими складами и москательными лавками». Кинотеатры следовало отделять от других помещений глухими каменными стенами и несгораемыми потолочными перекрытиями. Обязательны были запасные выходы на случай пожара. В каждом зале должна быть устроена принудительная вентиляция.

Были и цензурные ограничения. В 1908 году московским градоначальником впервые был издан запрет на показ в кинотеатрах фильмов «парижского жанра» (то есть фривольных или порнографических по содержанию). Были запреты на изображения в фильмах особ из царствующей династии, на показ церковных обрядов и богослужений. В 1908 году в Москве была учреждена должность цензора кинематографических лент при канцелярии московского градоначальника.

Несмотря на ограничения рынок расширялся. В Москве появился ряд новых кинотеатров: «Технический клуб», «Большой Парижский», «Континенталь», «Экспресс», «Железнодорожный клуб», «Вулкан», «Гранд-Электро», «Волшебные грезы», «Стелла».

Одним из самых посещаемых кинотеатров Москвы был электротеатр, построенный в 1909 году на Арбатской площади.

Газета «Русские ведомости» писала:
«На днях последует открытие «Художественного электро-театра» в специально выстроенном здании на Арбатской площади. Зрительный зал на 400 мест и фойе со светящимся фонтаном художественно отделаны. Грандиозный экран в светящемся гроте. Оркестровые симфонические антракты под управлением И.Г.Лескес. О дне открытия последует особая публикация».

Желающих посетить новый электротеатр было так велико, что 400 мест вскоре оказалось слишком мало. В 1912-1913 годах здание было перестроено Федором Шехтелем. Новый зрительный зал включал 900 мест - с бархатными креслами, балконом и ложами, появились вентиляция и паровое отопление. Посетителей встречали красочные афиши, мраморные колонные и гирлянды электрических лампочек на фасаде, пальмы в фойе и яркий свет ажурных люстр. На эстраде перед началом сеанса играли музыканты, выступали артисты.

По статистическим данным в Москве в 1911 году насчитывалось 55 кинотеатров, а к 1913 году их число увеличилось до 107.

Кинема-театр акционерного общества А.Ханжонков и КоВ ноябре 1913 года на Триумфальной площади в Москве открылся электротеатр «Пегас», построенный на средства А.Ханжонкова, решившего показывать публике собственные фильмы в собственном кинотеатре. Великолепный, прекрасно оборудованный кинозал был построен в рекордные сроки - всего за 4 месяца. Церемония открытия, на которую собралась вся Москва, была заснята и представлена собравшимся в тот же день.

Из мемуаров А.Ханжонкова:
«1 августа 1913 г. состоялась закладка здания будущего кинематографа на Триумфальной площади, а 21 ноября того же года состоялось уже его открытие.
Постройка производилась архитектором Фольбаум и техником акц. о-ва Чебановым.
Постройка образцового кинематографа в Москве была задумана на 1500 человек, но купленный нами, в первую очередь, участок земли был мал, а покупка соседнего участка такого же размера затянулась, вследствие чрезвычайно высокой его оценки. Решено было строить пока первую половину театра вместимостью в 750 чел., затем, когда владелец поймет невозможность получения желаемой им суммы и назначит нормальную цену, приступить к постройке второй половины.
В силу целого ряда обстоятельств, план этот не удалось довести до конца. Кинематограф вышел непропорционально высоким, напоминая нам своей архитектурой о неудаче задуманного плана.
Однако и в таком виде, руководимый опытным директором М.З.Гольдберг-Басовым, поставившим музыкальную иллюстрацию картин на должную высоту, кинотеатр оправдал вполне возлагаемые на него надежды. На открытие мы привлекли ряд влиятельных лиц, которые могли оказать кинематографии, в дальнейшем, прямую и косвенную пользу».

В дальнейшем здесь были показаны многие шедевры немого кино. Электротеатр «Пегас» работал даже в страстную неделю, когда увеселительные мероприятия отменялись. В эти дни шла демонстрация образовательных и научно – популярных фильмов, таких как «Пьянство и его последствия». Про Ханжонкова говорили, что он «умудрялся извлекать выгоду, когда другие теряли деньги», но снимая и популяризируя подобные картины, он в первую очередь поддерживал убыточное просветительное кино. проходили первые бесплатные сеансы. По его инициативе в электротеатре «Пегас» проходили бесплатные сеансы. Несмотря на явную убыточность Научного отдела, Ханжонков принимал все меры к расширению его деятельности. Все научно-популярные картины демонстрировались по пониженным ценам на специальных утренних сеансах в кинотеатре «Пегас», принадлежащем к Акционерному обществу Ханжонкова, и усердно посещались московской учащейся молодежью.

Выгодно ли было иметь свой электротеатр? Сколько тратил в год владелец на его содержание? По одному из сохранившихся отчетов годовая прибыль составила более 50 тысяч рублей. Да, электротеатр приносил Ханжонкову прибыль, но за нее приходилось много работать, вести борьбу с конкурентами, рисковать и … надеяться на удачу.

Содержание кинематографа

Синематограф, появившийся в Москве как новый аттракцион в театрах, цирке или на выставке, быстро стал завоевывать позиции. С появлением стационарных кинотеатров он получил своего зрителя, своих приверженцев. В быту его называли «электричка» или «киношка». Это «чудо ХХ века» за короткий срок стало новым кумиром москвичей.